Фик «Мертвец в Париже» мне очень нравится. Но при работе с текстом возникают вопросы, которых не было при беглом прочтении. Например, вопросы о психологической достоверности. Или об обоснуе.

С одной стороны, Немо говорит Аронаксу, что знал о готовящемся побеге и не стал ему препятствовать из чувства уважения. С другой, он преследовал Аронакса в его плавании по морям («Я пытался найти Вас в море в течение многих месяцев»). Нет ли здесь противоречия?
Поставила себя на место Немо.
Если я уважаю Аронакса и его волю, если я отпустил его, когда он захотел уйти – то зачем мне искать его снова? Совершенно очевидно, что это решение он принял не под влиянием минуты, не из-за мимолетной обиды, которую можно быстро забыть – он сбежал после потопления фрегата, фактически – после убийства на его глазах нескольких десятков (сотен?) человек. Можно ли его понять? Легко. Можно ли надеяться, что потом он изменит свое мнение? Очень и очень вряд ли. Скорее всего, после этого события он будет испытывать ко мне отвращение и ненависть. Так зачем мне его искать? Все кончено, наши пути разошлись.
Но в этом случае Аронакс неминуемо тонет после аварии «Беркли».

Или же я отношусь к этому человеку как к своей игрушке, своей собственности (пусть и очень ценю его при этом). Тогда я его не отпускал, он сбежал против моей воли, и я чувствую по этому поводу возмущение и гнев, возможно – обиду. В этом случае да – я буду его искать, буду за ним гоняться, чтобы вернуть себе, наказать его, подчинить, снова внушить чувство беспомощности. Но тогда о каком уважении и любви может идти речь?

Еще один немаловажный вопрос.
Как найти в море профессора Аронакса?
Немо не волшебник, не ясновидящий и радиомаяк к Аронаксу не цеплял. Как понять, что тот вышел в море? Допустим, экспедиция «Авраама Линкольна» широко освещалась в газетах, но кто напишет о частных перемещениях скромного ученого из Парижского университета?
Ладно, допустим, у меня каким-то образом есть возможность получить списки всех пассажиров всех более-менее приличных кораблей (например, с моими запасами золота я могу просто подкупить нужных людей в пароходстве или еще где-то, где эти списки ведутся). Допустим, я точно знаю, что профессор Аронакс плывет именно на этом корабле. Что дальше? Топить корабль? Преграждать ему путь и грозить утоплением, если мне не выдадут профессора Аронакса? Поджидать, пока он не выйдет на палубу подышать свежим воздухом, и прицельно сбивать его в море струей из водяной пушки? Если ждать естественной аварии (что и произошло с «Беркли»), то можно прождать всю жизнь и все равно не дождаться.
В общем, если по-хорошему, то профессор Аронакс утонул после аварии «Беркли», а все, что произошло потом, начиная с его пробуждения на «Наутилусе», было ярким предсмертным бредом. Увы