Перечитала главу, посвященную столкновению фрегата "Авраам Линкольн" с "Наутилусом". И комментарий капитана Немо по этому поводу.
Ну что тут скажешь? Наш дорогой капитан явно вешал лапшу на уши. Не знаю только, профессору Аронаксу или самому себе.
Сначала комментарий.
Аронакс: "Ну, а что касается вашей встречи с "Авраамом Линкольном"...
Немо: "Весьма прискорбно, господин профессор, что пострадал один из лучших кораблей американского флота; но
на меня напали, я вынужден был защищаться. Впрочем, я удовольствовался тем, что обезвредил фрегат. Судно отделается легким ремонтом в ближайшем порту!"
Ну а теперь что было в реальности.
Нед Ленд заметил "Наутилус" по яркому свету, когда тот был в двух кабельтовых от "Авраама Линкольна". "Авраам Линкольн" вышел в море, чтобы уничтожить "морское чудовище", но Немо, очевидно, этого знать не мог. Для него этот корабль просто плыл мимо.
"Авраам Линкольн" не приближался к "Наутилусу и не атаковал его. Зато "Наутилус" начал играться с фрегатом, как кот с мышью.
читать дальше
Аронакс: "Впрочем, посмотрите, посмотрите-ка! Свет перемещается! То приближается, то удаляется, Теперь он направляется на нас!
На палубе поднялся крик.
- Смирно! - скомандовал капитан Фарагут. - Руль под ветер! Задний ход!
Все кинулись по своим местам: кто к рулю, кто в машинное отделение. И "Авраам Линкольн", развернувшись на бакборт, описал полукруг.
- Право руля! Ход вперед! - командовал капитан Фарагут.
Фрегат забрал большой ход и стал удаляться от светящейся точки. Я ошибся. Фрегат хотел только удалиться, но сверхъестественное животное погналось за ним со скоростью, превышавшей скорость его хода.
Мы затаили дыхание. Пожалуй, даже не страх, а удивление приковало нас к месту. Животное гналось за нами, как бы играя. Оно сделало оборот вокруг судна, которое шло со скоростью четырнадцати узлов, обдав его каскадом электрических лучей, словно светящейся пылью, и мгновенно оказалось на расстоянии двух или трех миль от нас, оставив за собою в море фосфоресцирующий след, напоминавший клубы дыма, которые выбрасывает локомотив курьерского поезда. И вдруг из-за темной линии горизонта, куда оно отступило, чтобы взять разбег, чудовище ринулось на "Авраама Линкольна" с устрашающей быстротой и, круто оборвав свой бег в двадцати футах от борта, погасло. Нет! Оно не ушло под воду, иначе яркость его свечения уменьшалась бы постепенно, - оно погасло сразу, словно источник этого светового потока мгновенно иссяк. И сразу же появилось по другую сторону судна, не то обойдя его, не то проскользнув под его корпусом.
Каждую секунду могло произойти роковое столкновение.
Маневры фрегата меня удивляли. Корабль спасался бегством, а не вступал в бой.
Это называется "на меня напали"???
читать дальше
Экипаж фрегата был на ногах всю ночь. Никто глаз не сомкнул. "Авраам Линкольн", оказавшись не в состоянии состязаться в скорости с морским животным, умерил ход и шел под малыми парами. Нарвал, подражая фрегату, лениво покачивался на волнах и, казалось, не обнаруживал желания покинуть поле битвы.
Около полуночи он все же исчез, или, говоря точнее, "угас", как гигантский светлячок.
У меня просто слов нет!
С наступлением утра "Авраам Линкольн" все-таки пытается атаковать "Наутилус". "Наутилус", который мог за ночь сто раз уплыть куда угодно или хотя бы погрузиться на сотню метров под воду, где стал бы не только недоступен для атаки, но и попросту невидим, торчит на поверхности неподалеку от фрегата и вызывающе маячит.
читать дальше
В восемь часов <утра> густые клубы тумана поплыли над волнами и медленно начали подниматься вверх. Линия горизонта расширилась и прояснилась. Неожиданно, как и накануне, послышался голос Неда Ленда.
- Глядите-ка! Эта штука с левого борта, за кормой! - кричал гарпунер.
Все взгляды устремились в указанном направлении. Там, в полутора милях от фрегата, виднелось какое-то длинное темное тело, выступавшее примерно на метр над поверхностью воды.
"Авраам Линкольн" разводит пары и начинает преследовать "Наутилус". Немо, вместо того, чтобы просто погрузить свою субмарину под воду и прекратить этот фарс, продолжает забавляться.
читать дальше
Час боя настал. Спустя несколько секунд из двух труб фрегата повалили клубы черного дыма, палуба сотрясалась от клокотания пара в котлах, работавших под высоким давлением. Мощный винт заработал, и "Авраам Линкольн" под всеми парами устремился к животному. Животное подпустило к себе корабль на расстояние
полукабельтова. Затем поплыло не спеша, держась на почтительном расстоянии.
По крайней мере три четверти часа продолжалась погоня, но фрегат не выиграл и двух туазов. Было очевидно, что при такой скорости животного не настигнуть.
...
Заработали топки, и винт стал давать сорок три оборота в минуту; пар клубами вырывался наружу через клапаны. Брошенный в воду лаг показал, что "Авраам Линкольн" делает восемнадцать с половиною миль в час. Но и проклятое животное плыло со скоростью восемнадцати с половиною миль в час!
В течение часа фрегат шел на такой скорости, не выиграв ни одного туаза! Как это было унизительно для одного из самых быстроходных судов американского флота! Команда приходила в бешенство. Матросы проклинали морское чудовище, но оно и в ус не дуло! Капитан Фарагут уже не теребил свою бородку, а кусал ее.
...
Манометр показывал десять атмосфер. Но и чудовище шло "под всеми парами", делая без заметного усилия по девятнадцати и три десятых мили в час.
Какая гонка! Не могу описать своего волнения. Я дрожал всеми фибрами своего существа! Нед Ленд стоял на посту с гарпуном в руке. Несколько раз животное подпускало фрегат на близкое расстояние к себе.
- Настигаем! Настигаем! - кричал канадец.
Но в тот момент, когда он готовился метнуть гарпун, животное спасалось бегством, развивая скорость не менее тридцати миль в час. И в то время как мы шли с максимальной скоростью, животное, словно издеваясь над нами, описало вокруг нас большой круг! У всех нас вырвался крик бешенства.
В полдень нас отделяло от животного такое же расстояние, как и в восемь часов утра.
Потом капитан Фарагут приказал обстреливать "Наутилус" ядрами, пару раз даже попал (безрезультатно), но и это не вынудило Немо увести или погрузить "Наутилус" (что он мог сделать в любую минуту). Капитан продолжал дразнить гусей и вечером снова поднялся на поверхность и зажег электрический свет. После всего произошедшего, я считаю, это было сделано демонстративно. А потом (после атаки фрегата) аккуратно вывел "Авраам Линкольн" из строя, повредив ему гребной винт. Это было сделано через сутки(!) после их встречи на море.
"Я вынужден был защищаться". Ага, ага.