В юные годы образ профессора Аронакса полностью теряется в лучах блистательного образа капитана Немо. Он нарисован полутонами, мягкой акварелью, а образ капитана – углем и фломастерами. Но сейчас, перечитывая роман, я нахожу профессора Аронакса даже более интересным и загадочным, чем командира "Наутилуса".
Он, конечно, очень умен, причем не только в инженерно-математическом смысле, как умен Немо, но и в социально-психологическом – иначе говоря, он проницателен и чуток. Его побуждения и мысли часто остаются в тени – он рассказывает, что именно он сказал или сделал, но часто не говорит, что он при этом думал и чувствовал. Даже явная зачарованность капитаном не сделала его менее самодостаточным. На первый взгляд, он кажется мягким, но в нем есть внутренний стержень и глубина.
Все первые главы совместного общения с Немо он всячески комфортит капитана – пылко восхищается "Наутилусом", его устройством и убранством, внимательно и сочувственно выслушивает пламенные речи, вообще, от него к капитану постоянно тянется вектор искреннего, глубокого и доброжелательного интереса. Чувствовал ли это Немо? Я думаю, прекрасно чувствовал и осознавал.
Но при этом Аронакс отнюдь не беззубый. Иногда он подшучивает над капитаном, причем от каждой такой шутки тот взвивается под потолок. Чуткость и проницательность профессора позволяет находить слабые места собеседника и отпускать в его адрес вроде бы добродушные, но чувствительные шпильки.
Типичный пример – глава "Торресов пролив".
В капитане, при всем при том, хватает чисто подросткового позерства – ему постоянно надо доказывать себе и миру, что он самый крутой Иногда это стремление доводит его до беды. Решив провести "Наутилус" через очень опасный и полный бурунов Торресов пролив, он благополучно сажает субмарину на мель, причем во время прилива.
читать дальше
В переводе с вежливого на обезьяний:
Аронакс: "Ну что, доигрались?"
Немо: "Не забывайте, профессор, что Вы пленник на "Наутилусе" и находитесь в полной моей власти".

Дальше случай еще более явный.
читать дальше
Когда речь заходит о "Наутилусе", у капитана чувство юмора отключается сразу и полностью Он начинает грубить в ответ на самые невинные подколки. И Аронакс, я думаю, это прекрасно понимает. Зачем же он дразнит капитана? Не знаю! Подозреваю, таким образом он прощупывает границы допустимого, а может, ему слегка не хватает острых ощущений.

Но вообще, что характерно, несмотря на всю свою язвительность и резкость, иногда даже на грани грубости, Немо никак не может затронуть профессора Аронакса. Тот ни разу не выглядит обиженным, уязвленным или оскорбленным. Единственное сожаление, которое профессор высказывает в своих записках (и притом очень часто!) – это то, что ему недодают капитана "Капитан не баловал меня своим обществом", "Я надеялся, что увижу капитана Немо, но он так и не появился", и т.п. Аронакс в этих отношениях – отдающий, а не забирающий, и он настолько самодостаточен, что это его не тяготит.