Не без некоторой душевной робости перехожу к достаточно стрёмной теме взаимоотношений главных героев романа. Понимаю, что здесь велика опасность нарваться на собственные глюки и увидеть осмысленную картину в очертаниях случайных трещин на стене. Жюль Верн писал для детей и подростков, а не для взрослых людей, он писал о приключениях, а не о чувствах, его главной целью было показать красоты океана и воспеть мощь человеческого разума, а не погрузиться в глубины психологии. И тем не менее, перечитывая роман, я вижу в нем явное двойное дно, а помимо очевидной сюжетной линии, живописующей разнообразные приключения героев, я вижу – тонким пунктиром – еще одну, касающуюся их взаимоотношений.
Итак, что связывало Немо и Аронакса?
читать дальше
В детстве мне казалось, что капитан едва терпел Аронакса и был рад возможности от него избавиться. Но в детстве я вообще многое там видела по-другому. Капитан стоял на пьедестале, весь в лучах своей невозможной крутизны
А профессор был обычный человек – хороший, но неяркий, даже бесцветный. И все попытки их заслешить мне казались потом чисто фанскими заморочками, попытками найти хоть какое-то утешение в этом беспросветно депрессивном каноне.
Теперь же все видится совершенно иначе.
Аронакс, конечно, полюбил капитана. Он восхищается его внешностью, отвагой и талантами, он постоянно о нем думает, он рад каждой встрече, он полон к нему глубокого интереса и сострадания, он с большим увлечением его комфортит, он даже заставляет его улыбаться – не язвительно-саркастически, не злобно, а нормальной человеческой улыбкой! Любовь Аронакса кажется неяркой, потому что в ней нет голодной привязанности и жажды обладания, она "не ищет своего", она – не бенгальский огонь, а ровный и ясный свет.
При всем при том Аронакс – умный человек, он неизбежно понимает, что не может доверять Немо, что тот не просто так удалился в самоизгнание, и не просто так их запирали на гауптвахте и накачивали снотворным.
"В чем крылась тайна прошлой ночи? Зачем заточили нас в темнице? Зачем усыпили снотворными средствами? Зачем так резко вырвал капитан из моих рук зрительную трубку, прежде чем я успел окинуть взглядом горизонт? А смертельное ранение одного из матросов при обстоятельствах самых таинственных? Все это наводило на размышления. Нет! Капитан Немо не просто бежал от людей! Его грозное судно служило, может быть, не только приютом вольнолюбов, но и орудием страшной мести.
...Что ж, наконец, должен внушать этот человек – ненависть или восхищение? Что он, жертва или палач?"
И тем не менее, когда Нед Ленд в очередной раз заговорил о побеге, Аронакс отвечал ему с жаром:
"- Послушайте, друг Нед, неужели вам наскучило подводное плавание? Я же буду крайне огорчен, если наше увлекательное путешествие неожиданно окончится. Не всякому выпадет на долю такая удача!
- Но не забывайте, господин Аронакс, - отвечал канадец, - что вот уже три месяца мы живем пленниками на борту "Наутилуса"!
- Я этого не помню, Нед! Не хочу помнить! На борту "Наутилуса" я не считаю ни часов, ни дней!"
Конечно, профессор хотел остаться на "Наутилусе" не только ради капитана, но и ради научных наблюдений, ради подводных тайн. Но мне кажется, что эти причины в душе слились для него воедино.
Хотел ли он капитана? Не знаю! В тексте романа об этом ни слова. Конечно, Аронакс как-то (в главе "Черная река") выразил сожаление, что капитан никогда не подавал ему руки и вообще никогда его не касался, но, я думаю, он имел в виду обычные дружеские знаки внимания, которыми мы выражаем взаимную симпатию. Едва ли он рискнул бы доверить бумаге нечто большее! 
Только один раз профессор подвергся прямому физическому воздействию со стороны Немо, и эпизод этот вышел достаточно драматическим. Дело было во время подводной охоты у острова Креспо.
"Я шел шагах в двадцати от спутников. Вдруг капитан Немо круто повернулся и быстро направился ко мне. Мощной рукой он пригнул меня к земле, его спутник поступил так же с Конселем. В первую минуту я не знал, что и подумать об этом внезапном нападении, но, увидев, что капитан лежит неподвижно подле меня, я успокоился.
Я лежал распростертый на земле, под прикрытием водорослей. Взглянув вверх, я увидел, что над нами проносятся какие-то огромные фосфоресцирующие туши.
Кровь застыла в моих жилах."
"В первую минуту я не знал, что и подумать", – уклончиво сообщил профессор Аронакс. Ну да, ну да. ("Почему здесь, когда мы в скафандрах? Почему не на "Наутилусе"? А, акулы... Мм... ну да. Теперь понятно. Жаль.")
В любом случае, для Аронакса это не главное. Он, как солнышко, просто светит своей любовью, не требуя ничего взамен. А вот про Немо этого не скажешь. У него к Аронаксу такой букет, что просто диву даешься.
Но об этом позже.
@темы:
капитан Немо,
20 тысяч лье под водой,
профессор Аронакс
конечно.
Ну да, ну да.
*лол*
Посетите также мою страничку
nvspwiki.hnue.edu.vn/index.php?title=Th%C3%A0nh... форма уведомление открытие счета иностранный банк
33490-+