Для начала – ссыль, если вдруг кто еще не читал:
fk-2014.diary.ru/p199981955.htm"Китайская казна" – это продолжение романа Жюля Верна "Клодиус Бомбарнак". Точнее, вбоквел, ответвляющийся от канонного текста незадолго до его конца. Так вышло, что я прочитала сначала фик (как оридж), потом оригинальный роман, а потом снова фик. И то, что было непонятно во время первого прочтения, идеально встало на свои места во время второго.
Конечно, "Китайскую казну" надо читать
после "Клодиуса Бомбарнака". Ибо во время пьянки градус повышают

С одной стороны, в романе происходит неторопливое знакомство со всеми героями, начало и середина приключений, автор додает географических описаний и этнографических зарисовок. С другой – верновский текст оказывается бледнее и холоднее своего продолжения, написанного
Stella Lontana. Оригинальный роман хорош, читается легко – но не цепляет. "Китайская казна" меня цепанула за душу не хуже рыболовных крючьев.
читать дальшеКлодиус!
Помесь Паганеля и Гедеона Спилетта, только моложе. Клодиус Стеллы очень похож на оригинального – такой же любопытный, смелый, энергичный, немного дурак (не в смысле глупости, а в смысле незамутненного базового доверия к миру). Но между Клодиусом "Китайской казны" и Клодиусом Верна пролегает тонкое, но важное отличие. Клодиус Стеллы добрее и эмоциональнее, он способен на самопожертвование и на любовь. Он способен встать под дулами ружей, закрывая собой того, кого считает врагом и предателем. Клодиус Верна странствует по миру, ни к кому не привязываясь и превыше всего ставя свою свободу, Клодиус Стеллы оставляет за спиной верных друзей, потому что узнать и не полюбить его невозможно.
Майор Нольтиц.
В романе Верна он просто бледная тень того, кто вылепился у Стеллы. Боюсь, у меня не хватит слов адекватно выразить свой восторг от этого персонажа
Идеальное сочетание силы, тайны, хладнокровия и человечности. Клодиус готов его полюбить, еще толком не зная – и в романе Верна совершенно непонятно, почему. А в "Китайской казне" – более чем понятно. Майор Нольтиц невероятно к себе располагает.
(Сделаю лирическое отступление. В советские времена утром по телевизору показывали передачу "Утренняя зарядка" (ну или как-то похоже она называлась, точно уже не помню). Передача простая, как мычание – под незамысловатую музычку тренерша показывала упражнения, которые предлагалось делать телезрителям. Упражнения были самые простые и легкие. Но демонстрировали их мастера спорта международного класса по гимнастике и легкой атлетике. И знаете – было прекрасно видно, что перед нами именно мастера спорта. Они даже ноги задирали так, что сразу было ясно – они легко могут их задрать в два раза выше.)
Так вот, майор Нольтиц что в романе, что в фике ведет себя совершенно обычно. Он учтив, внимателен, у него прекрасное чувство юмора, он явно умен и многое повидал. Никакой байроничности ни в облике, ни в поведении. Но при этом в нем безошибочно чувствуется (как в той тренерше-гимнастке!) глубина, сила, тайна и человечность. И бедняга Клодиус, чей разум говорил ему, что майор бандит и предатель, Клодиус, пришедший к майору припереть его к стенке и потребовать объяснений – легко поворачивается к нему спиной. Бомбарнак конечно дурак, но майор Нольтиц располагает к себе настолько, что поступок журналиста не кажется идиотизмом.
Ровно до того момента, когда майор не бьет его по затылку, конечно 
И в дальнейшем Клодиус разрывается на части между разумом, который говорит ему, что Нольтиц – хладнокровный злодей, и сердцем, которое требует защищать майора и доверять ему. Он поневоле и восхищается майором, и одергивает себя, и любуется им, и обижается на то, что тот оказался врагом. И ближе к концу истории, когда наши герои после массы приключений добираются до Пекина и майора арестовывают, Бомбарнак не находит себе места, пока не доходит аж до наследника российского престола и не рассказывает тому о всех подвигах Нольтица.
И окончание фика очень трогательное.
"— Что ж, значит, теперь вы позволите мне пожать вам руку?
— Только если вы позволите мне обнять вас в ответ".
Чудесный верновский слеш, когда два чувака связаны горячей искренней любовью без всякого сексуального подтекста 
Все остальные герои фика удивительно вхарактерны, кроме еще одного исключения. Сэр Фрэнсис Травельян у Верна – напыщенный англичанин, и только, этакая живая карикатура. А в "Китайской казне" он вступается за безбилетника Кинко и практически вытаскивает его из тюрьмы. Один маленький штрих сразу смягчает образ Травельяна, делает его глубже и симпатичнее. В общем, от всей души рекомендую "Китайскую казну" всем вернофанатам
Вопрос об еще одном фике, пожалуй, в личке задам. А то вдруг страшный зверь деанон.
Очень понравилось, как был показан Китай.
Эта страна отнюдь не идеализирована. Она видится чужой, полной недостатков и проблем. И реки там мутные, и джонки грязные, и чиновники высокомерные, и простой люд – отнюдь не рыцари без страха и упрека
Вот от этого отрывка меня прямо пробрало:
"Из Баотоу телеграфом был передан приказ в Кайфэн, подле которого Хуанхэ пересекается рядом плотин, построенных еще при династии Сун в начале тысячелетия. ... Фарускиар посмотрел на меня как на умалишенного, отдал еще приказ — и на мачтах джонки начали взлетать флаги. Шлюзы великой плотины медленно открывались перед нами".
Тысячу лет назад они уже перегораживали плотинами большие реки! Причем не просто плотинами, а плотинами со шлюзами! *очень уважает китайцев*