Наконец, созрела написать отзыв на драббл "Дыхание" от
Stella Lontana (второй текст из
выкладки команды Жюля Верна).
Дальше будет
многабукв
Этот драббл вышиб мне мозги, как снайперская пуля. Он прошелся разом по всем кинкам и всколыхнул древние страхи, казалось бы, давно преодоленные. Я его перечитывала не один десяток раз, и каждый раз он обжигал и ронял меня в депрессию. Я не могла так просто оставить текст, который взламывал меня как отмычкой, с ним надо было что-то делать. Разложить его по полочкам, в явном виде написать формулу яда.
Чем я сейчас и займусь.
И в романе, и в большинстве фиков, что мне попадались, профессор Аронакс любил, а капитан Немо позволял себя любить. Этот расклад воспринимается (лично мной) как само собой разумеющийся и где-то даже единственно возможный. Увидеть Немо в роли атакующей пантеры было полным шоком. И ведь даже не сказать, что это лютый ООС – все это в нем есть. И страсть, и властность, и склонность к психологическим играм – просто это никогда не было направлено на Аронакса. Точнее, как раз было направлено, но без эротической составляющей. Поэтому образ Немо из "Дыхания" и не воспринялся мною как ООС. Встань звезды немного иначе, и так вполне могло бы быть.
И что страсть капитана сделала с профессором Аронаксом? Она его раздавила.
Для меня профессор Аронакс не просто умный, добрый и самодостаточный. Важно, что он обладает высочайшим нравственным чувством. Это нравственное чувство – совесть и стержень профессора, его сила, ставящая его вровень с капитаном и даже выше его. Какой бы страстью не был охвачен профессор Аронакс, даже такой благородной, как страсть к научным исследованиям, для него есть вещи абсолютно недопустимые. Например, убийство полутора сотен невинных людей. В романе он до последнего пытался заступиться за утопленный фрегат, даже рискуя навлечь на себя гнев Немо, который в тот момент был маловменяем и вполне мог сгоряча что-нибудь выкинуть. Аронакс оказался бессилен спасти этих людей, но он сделал то, что мог сделать – показать абсолютную неприемлемость массовых убийств, отрицание их, свое яростное нежелание иметь хоть что-то общее с человеком, который их совершает. Поэтому они бегут с "Наутилуса" – в ледяное море, в Мальстрим, практически на верную смерть.
А в "Дыхании" Аронакс никуда не бежит, он остается, даже когда уходят Консель и Нед Ленд. И остается он не ради борьбы за душу капитана, нет, он раздавлен страстью, он бессилен, его внутренний духовный стержень сломан, он даже сам не может осознать, что за чувства им движут.
"Я видел красоты подводного мира, недоступного человечеству, и видел непередаваемый ужас гибели сотен невинных от рук человека, в чьей власти я нахожусь. Что я испытываю к нему? Трепет и отвращение? Безграничный благоговейный восторг? Я отравлен его мстительной яростью, беспощадной войной против целого мира. Я отравлен его увлечением мной".
Вот именно. Он отравлен. Как и весь текст "Дыхания".
Конфликт между долгом и чувством, совестью и страстью – наверно, самый главный конфликт, над которым я думала всю раннюю молодость. В разные годы он решался по-разному, но в конце концов я пришла к выводу, что чистая совесть и исполненный долг важнее разделенной страсти. Я очень уважала Татьяну Ларину и не уважала Анну Каренину. Отступаясь от своей совести, ты ломаешься, теряешь себя, подсаживаешься на героин. Да, возможно, это принесет моменты острого наслаждения и пьянящего счастья, но закончится все пустотой и жестокой ломкой. Потому что страсть проходит. А жизнь продолжается. ,
которые автор вряд ли захотел бы увидеть под своим текстом.
Ты знаешь, самое интересное, что у меня примерно такие же ощущения от отношений этих двоих в твоих фиках. И попадание по негативному личному опыту, и постоянный страх, что Аронакса рано или поздно это доломает. читать дальше
у меня примерно такие же ощущения от отношений этих двоих в твоих фиках
читать дальше
Нет, конечно, не обиделась. Просто у меня другой взгляд на то, что в этом каноне ужасно.
А я периодически начинаю волноваться, не слишком ли у меня Немо получается адекватным
Не, не слишком
Stella Lontana, на мой взгляд, в этом каноне ужасна его депрессивность и полная безысходность. С которыми я по мере сил и пытаюсь бороться. Однако если сохранять характеры персонажей и внутреннюю логику событий, то история все равно получается достаточно мрачной. Но все же не такой беспросветной, как канон.
Если будет время и силы, напишешь, что кажется ужасным тебе? Реально интересно.